Балашов. Краеведческий поиск

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Балашов. Краеведческий поиск » Балашовская железная дорога » История Балашовской железной дороги


История Балашовской железной дороги

Сообщений 1 страница 20 из 117

1

Игорь Новгородов подсказал начать новую тему обсуждения о Балашовской Ж.Д. В этом форуме можно начинать новые темы о станциях,направлениях, путях и их истории.

Извиняюсь за бестактность перед Игорем, но я посчитал нужным удалить и перенести его вопросы и сообщения сюда.

Игорь Новгородов написал....

Я недавно случайно заинтересовался железнодорожной историей  города. И узнал что в этой истории есть много интересных моментов. Интересных тем для обсуждения обнаружилось много.
1. Как известно, в Балашов практически одновременно(с разницей всего в несколько лет) пришли две протяженные железные дороги, Тамбов-Камышин и Харьков-Пенза, и Балашов практически с самого начала своей железнодорожной истории стал узлом на 4 направления и остался узлом на 4 направления до наших дней. Это само по себе довольно редкая ситуация, обычно до революции на развитие узла до 4 направлений уходило довольно много времени. Интересно было бы узнать точную хронологию и принадлежность железных дорог в период до конца 19 века. Первой линией как я понимаю была транзитная линия Тамбов-Камышин. На момент начала строительства эта линия вероятно относилась ещё к Тамбово-Саратовской дороге. Хотя к завершению строительства верояно уже была создана объединённая Рязано-Уральская дорога. Следующим проектом была линия Харьков-Балашов(забавным памятником которой стола название станции Харьков-Балашовский). Кому принадлежала линия на начало строительства, не совсем понятно(верояно это был проект Воронежско-Ростовской дороги). Но к окончанию строительства линии уже была создана объединённая Юго-Восточная дорога. Последним проектом стала линия Балашов-Пенза, на момент постройки Таволжанка-Пенза. Эта линия была проектом Разано-Уральской дороги. Таким образом примерно в 1895 Балашов стал передаточной станцией с объединённой Разано-Уральской дороги на объединённую Юго-Восточную дорогу. И это продолжалось около 40 лет до начала глобальной перекройки 30х годов. Главная станция Балашова находилась на линии Тамбов-Камышин, линия Харьков-Балашов привязывалась к уже существующей станции.
2. Ликвидация линии Таволжанка-Пады и замена ёё на линию Хопёр-Пады. Интересно, в каком именно году это произошло(как я понял примерно в начале 30х). Также интересны конкретные причины такого переноса линий. Вероятных причин много: нехватка пропускной способности участка Таволжанка-Хопёр(как я понимаю он всегда был и остаётся однопутным), проблемы с содержанием пути на участке Таволжанка-Пады или желание ускорить транзитные поезда направления Ртищево-Поворино. Поэтому интересна точная причина.  Также интересно почему примыкание сделали первоначально в Таволжанке, а не около Балашова. Как я понимаю это было связано с тем что через Хопёр был только один однопутный мости сделать примыкание собственно в Балошове было невозможно. Поэтому решили минимизировать строительную длину линии на Ртищево и сделали примыкание в Таволжанке. Но при этом усиления линии на перегонах Хопёр-Пинеровка-Таволжанка не было, это был однопутный перегон с однопутным мостом через Хопёр.
3. История Балашовского треугольника. Современное состояние хорошо известно. Треугольник сделан на станции Балашов-Пассажирский(бывшая Хопёр), станции Балашов-1(бывшая Балашов) и посту 463 км. Причем линия пост 463км-Балашов-1 однопутная электрифицировыанная, а остальные две линии двухпутные электрифицированные. Но вот по истории появления этой конфигурации вопросов много. По Балашов-1 всё примерно ясно, он сохранился на своём месте с момента постройки. Посто 463 км как я понимаю появился примерно во времена электрификации. То того станцией примыкания была Зорька, ныне остановочный пункт. От Зорьки рядом шли две однопутные линии на Балашов и Хопёр, которые разделялись в том месте где сейчас пост 463км. Ну а на момент постройки треугольника вообще не было, от Зорьки шла линия только на Балашов-1. Самый сложный вопрос по станции Хопёр. Как я понимая на момент открытия движения этой станции вообще не было. Станция появилась только после смены линии Таволжанка-Пады на Хопёр-Пады. Тогда же и была построена соединительная линия Хопёр-Зорька.
То есть после прихода железных дорог в Балашов треугольника не было. Были примыкание в Таволжанке(линия на Ртищево Рязано-Уральской дороги) и в Балашове-1(линия на Поворино Юго-Восточной дороги), причём оба примыкания были со стороны Тамбова(то есть на направлении Ртищево-Пенза была обязательна смена направления движения).
Затем построили станцию Хопёр, перенесли линию Таволжанка-Пады и сделали соединительную линию на Зорьку(первоначально это верояно был грузовой обход Балашова). Станция Хопёр стало узлом Х-образной схемы. Тогда же сделали второй путь на участке Хопёр - Балашов-1.
И наконец после постройки вторых путей на участке Ртищево-Поворино станцию Зорька превратили в остановочный пункт а примыкание сделали на посту 463 км. Электрификацию главного хода провели вероятно примерно одновременно со строительством вторых путей, после этого и возникла современная схема.
4. История дореволюционного взаимодействия Юго-Восточной и Рязано-Уральской дороги. Как я понимаю примыкание было в Балашове-1, при это своей станции в Балашове у Юго-Восточной-дороги не было. В Балашове с самого начала было локомотивное депо, но они принадлежало Рязано-Уральской дороги. Поэтому интересно что известно о схеме станции Балашов-1 дореволюционных времен. Были ли у Юго-Восточной дороги свои погрузочные пути, свои группы путей, своё оборотное депо, своё водоснбжение. Или с момента постройки была ситуция совместного использования узловой станции двумя дорогами.
5. Мост через Хопёр. Первоначально был один однопутный мост на перегоне Балашов-Пинеровка. Затем появилась станция Хопер и мост вероятно вошёл в границу станции(две однопутные линии объединялись в одну до моста). Потом были построены два новых однопутных моста. Мосты остались в границе станции, так как однопутная линия из Тамбова примыкала к двухпутному главному ходу до мостов.

0

2

Кстати эта  тема очень интересна!

0

3

Первоначально железная дорога от Ртищево до Балашова была построена как станция Ртищево - станция Таволжанка. А от станции Таволжанки до станции Балашов I (современное наименование) поезда шли по уже построенной железной дороге Тамбов - Балашов (эта дорога была построена на несколько лет раньше).
Однако потом постепенно две железнодорожные линии полностью разделили. Линия Тамбов - Балашов полностью сохранила первоначальную трассировку. А линию Ртищево - Балашов постепенно превратили в магистральную и спрямили в несколько этапов. Основными этапами были: строительство новой линии от станции Хопёр (так очень долгое время называлась современная станция Балашов-Пассажирский) до станции Пады, строительство новой линии от станции Хопёр до поста 463 км (современное наименование) и строительство на станции Хопёр главного вокзала города Балашова.
Одним из этапов этого спрямления было строительство новой железной дороги на участке станция Хопёр - станция Пады. После строительство этого участка был разобран старый участок станция Таволжанка - станция Пады. Однако старую трассу хорошо видно на спутниковых снимках и топографических картах по вторичным признакам: по трассе железной дороги осталась лесополоса и появились грунтовые дороги, а участки вдоль трассы заняты сельскохозяйственными полями. Первоначальную трассировку железной дороги можно посмотреть на картах начала 20 века(на более ранних картах железных дорог ещё нет).Причины первоначального выбора трассы Пады - Таволжанка не совсем понятны. Уменьшение длины нового строительства получалось совсем небольшим, в любом случае не более пяти километров. Возможно, проектировщики хотели сделать удобный маршрут со станции Романовка на Саратов (без заезда в Балашов). А возможно проектировщики не хотели делать узел на станции Хопёр (современной линии Хопёр - пост 463 км тогда ещё тоже не было). После переноса станция Таволжанка потеряла статус узловой и стала просто промежуточной станцией, как и до строительства дороги Балашов - Ртищево. Впоследствии станция Таволжанка вообще была ликвидирована                                                         .                  http://s6.uploads.ru/t/6mhbX.jpg

Отредактировано Игорь Новгородов (2016-09-01 17:07:19)

+1

4

http://s6.uploads.ru/t/rKCmg.jpg
Железнодорожный мост через реку Хопёр в составе Рязано-Уральской железной дороги вступил в строй в 1894 году и действовал более ста лет. Сейчас он выведен из эксплуатации и частично разобран, контактная сеть демонтирована. Будка путевого обходчика перед мостом в настоящее время также разобрана.

+1

5

http://s7.uploads.ru/t/Wj4rB.jpg
Открытие депо1894 год

+1

6

так выглядел вокзал станции Балашов в конце 50-х годов. http://s2.uploads.ru/t/rwY7D.jpg

0

7

Кстати на этом ликвидированном участке который шел в полях, существовал полустанок или что то подобное вот тут помоему
Широта 51°41′31″N (51.69185)
Долгота 43°1′30″E (43.024923)

Тут находили мы пуговицы РУЖД монетки А3, Н2, ранние советы 20х запчасти потом как я выяснил от паровоза, маленькие накладки на узкоколейку,  маленькие костылики, и даже кусок рельсы с надпись Демидов. Было это правда лет 15-17 назад.

Там кстати край этой насыпи много яблонь дИчки. Видно ехали в вагонах и огрызки в окошки бросали.

0

8

Работники депо Балашов у отремонтированного паровоза Щ-6517http://s7.uploads.ru/t/Mw3vE.jpg

+1

9

Паровоз Уч-117 в депо Балашовhttp://s7.uploads.ru/t/5Ogkz.jpg

+1

10

Работники депо Балашов у паровоза после коммунистического субботникаhttp://s2.uploads.ru/t/5zQYh.jpg

+1

11

Станция Балашов1 имела уникальное в своём роде достижение. Через неё проходил транзитный поезд Москва-Волгоград(прямо на Тамбов) и было два поезда Балашов-Москва, через Ртищево и через Поворино. Поезд Москва-Балашов через Поворино это единственный поезд который не проходил через станцию Балашов-Пассажирский. То есть из Балашова в Москву можно было попасть тремя совершенно разными путями. Причем разделение шло не около Москвы, а на местном уровне(все три маршрута сходились в Мичуринске). При этом с момента прихода железных дорог в Балашов был один кратчайший путь на Москву-через Тамбов.

+1

12

Известно ли хотя бы приблизительно время съёмки представленных деповских снимков?

0

13

Ну если паровоз к 15 годовщине в подарок как на нем написано, то наверное скорее всего где то в конце тридцатых, в начале сороковых, это мое мнение.

0

14

Пассажирский тепловоз ТЭП60 с поездом Камышин-Москва на ст. Балашов-I.Дата съёмки 1979-1980 год.http://sh.uploads.ru/t/WcP8E.jpg

+1

15

Балашов Пассажирский-Станционное зданиеhttp://sf.uploads.ru/t/0QJcT.jpg

+1

16

В 1894 году Рязано-Уральской железной дорогой была закончена постройка линии Тамбов — Камышин. 14 сентября 1894 года паровозные бригады депо Балашов впервые провели поезд по только что открывшейся линии Тамбов — Камышин.

Депо Балашов строилось как коренное (то есть основное) с двумя зданиями имевшими в общей сложности 29 ремонтных стойл.

Депо Балашов обслуживает пассажирский широтный ход Пенза – Ртищево – Поворино – Лиски. Также депо выполняет работу с хозяйственными поездами на участках Балашов – Обловка, Балашов – Ильмень. Локомотивный парк – ЧС4Т, ЧМЭ3. Эксплуатируют здесь и некоторое количество 2ТЭ116, временно переданных с Ртищева. Пригородное движение на Ильмень и Обловку выполняется рельсовыми автобусами РА1 и РА2, а на участках Балашов – Поворино, Балашов – Ртищево - старенькими электропоездами ЭР9П, прозванными «круглыми» из-за формы кабины машиниста.

По маршруту Балашов – Саратов курсируют более современные электропоезда ЭР9Т и ЭД9 саратовского депо Анисовка. Есть и в Балашове ЭР9Т-727, одна-единственная. Депо Балашов расположено в районе станции Балашов – 1, через которую проходят поезда «Камышин – Москва», «Балашов – Москва» и пригородные РА. Кроме того, по Балашову-1 оборачиваются электропоезда Балашов – Поворино и саратовские. Линия Пенза – Ртищево - Поворино проходит через ст. Балашов – пассажирский. На этой станции меняются локомотивные бригады, отцепляют и отправляют в депо электровозы. Основная масса пассажирских составов здесь – поезда, следующие с Урала, Севера и Сибири на Черноморское побережье Кавказа и на Украину.

После раздела на ремонт и эксплуатацию ремонтную часть сделали участком Ртищева (ТЧР-18). Ремонтируемые серии – ЧС4Т, ЧМЭ3 в объеме от ТО-3 до ТР-2. Эксплуатация – за ТЧЭ-15 (Балашов).

Депо закрыто в 2015 году.
Статья Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Локомотивное_депо_Балашов

0

17

Крепость на колесах
Балашовские паровозники помогали бить врага грозной техникой
С первых месяцев Великой Отечественной войны бронепоезда эффективно применялись в борьбе с врагом.
Они участвовали в обороне железнодорожных линий, по которым шли эшелоны и поезда с воинскими грузами, защищали железнодорожные узлы от налётов фашистской авиации, вступали в бои с прорвавшимися частями и десантниками противника.

В декабре 1941 года по заданию Государственного комитета обороны СССР в паровозном депо Балашов приступили к строительству бронепоезда с артиллерийскими площадками, который получил название «Балашовский большевик».

Общее руководство строительством бронепоезда было возложено на заместителя начальника депо по ремонту И.С. Исаева, техническое руководство – на инженера Н.М. Жищенко.

Была создана комплексная бригада из работников разных специальностей, которые работали в две смены по 12 часов. В бригаду входили слесари, котельщики, электрики, среди них: мастера В.И. Кусов, А.И. Соболев, Н.Г. Иванов, бригадир М.Н. Кургузов, слесари разных специальностей: А.Н. Коренев, В.Д. Малютин, Н. Колдин, С.Я. Россошанский, А.Ф. Письяуков.

Бронепоезд состоял из паровоза серии Ов, был покрыт броневыми листами толщиной 50-70 мм, имел две четырёхосные платформы, на которых были установлены по две бронированных башни для орудий. Платформы защищены бронированными листами с установленными с каждой стороны станковыми пулемётами.

Предусмотрены будки со смотровыми окнами, имевшие защитные броневые листы толщиной 70 мм.

Бронепоезд изготовили на 12 дней раньше срока и отправили на Сталинградский фронт в составе 76 дивизиона бронепоездов.

Коллектив паровозного депо Балашов совместно с вагонным депо провёл необходимые работы по оборудованию санитарного поезда, со связистами выполнил монтаж фронтовой связи для поезда. Кроме того, был построен поезд противовоздушной обороны. Всё это было передано Красной армии на станции Мичуринск и отправлено на фронт. (статья Германа Чурсина  gudok.ru выпуск 13.02.2015 )

+1

18

Бронепоезд №1"Балашовский большевик" совместно с №2 "Истребитель немецких захватчиков" вошли в состав 33-го отдельного дивизиона бронепоездов. 25 мая 1942 года дивизион убыл на Сталинградский фронт, а 5 сентября прибыл в Астрахань. 10 сентября во время переправы через Волгу бронепоезда находились в расчлененном виде на баржах и вели огонь по противнику из всех орудий. В течении 20 дней 33-й ОДБП совместно с 30-м дивизионом бронепоездов и 47-й отдельной железнодорожной бригадой охраняли железную дорогу между Астраханью и Кизляром. За это время немецкая авиация совершила 195 авианалетов на охраняемый участок.
5 декабря 1942 года бронепоезда получили новые номера: №1 "Балашовский большевик" - №729, №2 "Истребитель немецких захватчиков" - №670. Оба бронепоезда вели активные боевые действия на Украине, поддерживая советские пехотные части в наступлении.
33-й ОДБП был расформирован в 1946 году.        К сожалению я не нашёл изображения бронепоезда”Балашовский большевик”,но есть изображение Б.П. Истребителя немецких захватчиков” сделанного в депо “Ртищево-1” они по моему одного проекта.
http://s4.uploads.ru/t/bYFLO.jpg

+1

19

http://s6.uploads.ru/t/SR492.jpg
Депо

+1

20

http://s6.uploads.ru/t/L2Isa.jpg
Значок Локомотивному депо Балашов 120 лет.

+1


Вы здесь » Балашов. Краеведческий поиск » Балашовская железная дорога » История Балашовской железной дороги


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC