Балашов. Краеведческий поиск

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Балашов. Краеведческий поиск » Поиск. Находки. » Клады и кладоискатели...


Клады и кладоискатели...

Сообщений 1 страница 20 из 60

1

Меня уже какой раз достали с разговорами о кудеяре и о его кладе, решил открыть новый раздел о кладах и интересных находках найденных любителями кладоискателями. У кого есть интересная инфа пишите и делайте ссылки :flag:



Шансон Плюс ™ > Поговорим о том, о сём > атаман- Кудеяр.
Автор: ввпу Nov 1 2007, 11:34 AM

Кудеяр (тюрк. «возлюбленный богом») — легендарный разбойник, персонаж русского фольклора (с XVI в.).
....................
Trud.ru № 9 за 21.01.2006

КЛАД КУДЕЯРА

УЧЕНЫЕ СДЕЛАЛИ ВЫВОД: ЗНАМЕНИТЫЙ РАЗБОЙНИК - РЕАЛЬНАЯ ФИГУРА. А ЗНАЧИТ, РЕАЛЬНЫ И ЕГО СОКРОВИЩА?

Сколько уж веков минуло с той поры, когда впервые в донесениях, отправляемых из провинции в Москву, стала мелькать кличка этого разбойничьего атамана - Кудеяр. До сих пор слава о нем - как о справедливом, беспредельно храбром и щедром человеке, обладавшем несметными богатствами, которые спрятаны в глухих уголках придонских пещер и заповедных дубрав.
(газета-ТРУД)
.....................

В один из погожих апрельских дней 1881 года в Петербурге, на Литейном проспекте, над дверью ювелирной лавки брякнул колокольчик.

Полноватый хозяин лавки, с седой бородкой клинышком, вышел навстречу посетителю.

В дверях стоял черноусый плотный человек, явно провинциал, с небольшим свертком в руках.
— Что вам угодно? — поинтересовался ювелир.
— Я слышал, вы покупаете старинные драгоценности, — неуверенно проговорил вошедший.
— Вы хотите мне что-то предложить?
— Да... Вот, извольте взглянуть.

Посетитель положил сверток на прилавок и развернул его. Ювелир ахнул. На прилавке лежали массивный чеканный золотой ковш старинной работы, украшенный самоцветными камнями, и несколько золотых и серебряных перстней с эмалью, рубинами и бирюзой.

— Это же очень древние вещи, — полувопросительно-полуутвердительно произнес ювелир, взглянув на посетителя поверх стекол пенсне.

— Да. Это вещи из клада, который нашли на моей земле. Я помещик, из Курской губернии, у меня там небольшая дача двести десятин с лишком. Говорят, это золото Кудеяра
.......................

ЛЕГЕНДАРНЫЙ КУДЕЯР

Золото Кудеяра... Воистину, из всех легенд о «зачарованных кладах» это самая большая загадка, неразрешенная до сих пор. Здесь неясно все. Кто такой Кудеяр? Когда и где он жил? Сколько у него было сокровищ и где они?

Где и как окончил он свою разбойную жизнь? Нет ни одного достоверного свидетельства, ни одного достоверного документа, ничего нет.

Только легенды и многочисленные, рассеянные от Днепра до Волги Кудеяровы «городки», овраги, курганы, камни, леса, урочища... И — клады.

Клады, полные несметных сокровищ, которые до сих пор таятся где-то на всем пространстве бывшего Дикого поля...

Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр-атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан.

Разбойник Кудеяр принадлежит к одним из самых популярных персонажей фольклора. Легенды о нем записаны во всех южных и центральных губерниях России — от Смоленской до Саратовской:

«А то еще был Кудеяр — этот где-где не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску — везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, так, какого ручья, раскинет полушубок или свиту и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони где; правый глаз заснул — левый сторожит, а там — левый спит, правый сторожит — так вперемену; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку — поминай как звали...

Так и издох своей смертью — никак изловить его не могли, как там ни старались.»

Это только одно из кратких жизнеописаний Кудеяра, бытовавших в народной среде. Какой же реальный исторический персонаж скрывается за этим именем? На этот счет уже высказано множество гипотез, но, увы, ни одна из них не проливает свет на тайну Кудеяра.

Когда жил Кудеяр? Здесь мнения, в основном, совпадают: в середине XVI века. Он был современником Ивана Грозного. Это отчасти подтверждается документами. Так, в 1640 году, в ответ на запрос из Москвы тульский воевода писал, что ему про Кудеяра «сказывали давно старые люди, лет с сорок назад.»

О чем говорят предания...

Большинство историков согласны и с тем, что имя Кудеяр (Худояр) — татарского происхождения.

У Карамзина упоминается крымский мурза Кудояр, который в 1509 году очень грубо обошелся с русским послом Морозовым, назвав его «холопом». С тем же именем известны послы крымский и астраханский. Но, как нередко бывало в прошлом, от татар это имя могло быть усвоено и русскими.

Многие легенды прямо называют Кудеяра татарином. По преданиям, записанным в Саратовской и Воронежской губерниях, Кудеяр был татарином, знавшим русский язык, человеком огромного роста.

Он был баскаком — ханским сборщиком податей. Разграбив подмосковные селения и с большим богатством возвращаясь в Орду, в Саратовские степи, Кудеяр по дороге решил скрыть от хана взятую дань и поселился в Воронежских землях, где стал промышлять разбоем. Здесь он женился на русской девушке — редкой красавице, которую увез силой.

В Рязанской и некоторых местностях Воронежской губернии рассказывали, что Кудеяр — опальный опричник, который отбивал скот у местных жителей, грабил и убивал московских купцов. А в Севском уезде Орловской губернии Кудеяра вообще считали не человеком, а нечистым духом-«кладовиком», который стережет заговоренные клады.

В исторических документах, относящихся к временам Ивана Грозного, упоминается сын боярский из города Белева Кудеяр Тишенков — изменник, перебежавший к крымскому хану и помогавший ему овладеть в 1571 году Москвой.

Затем Кудеяр Тишенков ушел с татарами в Крым. Беседуя с крымским послом два года спустя, Иван Грозный сетовал на то, что хану удалось взять Москву с помощью бояр-изменников и «разбойника Кудеяра Тишенкова», который навел татар на Москву. Однако ничто не свидетельствует о том, что Кудеяр Тишенков и является тем самым легендарным разбойником Кудеяром.

Весьма популярна увлекательная гипотеза о том, что Кудеяр — не кто иной, как старший брат Ивана Грозного, претендент на русский престол. Основанием для подобных утверждений послужили следующие исторические события.

Первая жена великого князя Василия Ивановича, отца Ивана Грозного, Соломония Сабурова была бездетна. После долгих ожиданий стало ясно, что наследников у князя не будет. Тогда Соломония Сабурова, в нарушение всех церковных канонов, была насильно пострижена в монастырь, а князь вторично женился на Елене Глинской, которая родила ему двух сыновей — Ивана и Георгия (Юрия).

Меж тем у монахини Соломонии Сабуровой, заточенной в монастыре... тоже родился сын! Новорожденный вскоре умер и был погребен в Суздальском Покровском монастыре. Однако раскопки его могилы в 1934 году показали, что похоронена была кукла в одежде мальчика. Существует предположение, что ребенка скрыли, опасаясь убийц, подсылаемых второй женой — Еленой Глинской, и тайно переправили к крымскому хану. Там он вырос, и под татарским именем Кудеяр явился на Русь как претендент на престол. Не добившись успеха, Кудеяр занялся разбоем.

Как можно заметить, почти все перечисленные гипотезы связывают Кудеяра с Крымским ханством. А места, где, по преданиям, разбойничал Кудеяр, несмотря на свою географическую разбросанность, объединены одним общим признаком: здесь проходили древние торговые и посольские пути из Крыма в Московскую Русь. На этих дорогах разбойники выслеживали богатую добычу, а затем прятали ее в потайных местах, около своих станов и городищ.

Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много таких городков находилось в пределах Воронежской губернии. Так, в Шиповом лесу у села Ливенки в Павловском уезде, находились остатки «логова» Кудеяра, включавшего дом, кладовые и конюшни. С этим местом связано множество легенд о разбойных делах страшного атамана.

На укромное место, под названием Кудеяров Лог, указывали в Задонском уезде — оно находится в шести верстах от села Белоколодского, по дороге на Липецк. Этот глубокий овраг окружен крутыми, почти отвесными склонами, что делало его надежным убежищем.

Явно сделанное человеческими руками насыпное городище, под названием Кудеяров Притон, было известно в Бобровском уезде. Городище в виде большого четырехугольника, окопанного валами и рвом, со всех сторон окружено болотами и кустарником. Здесь, как говорят легенды, находилась первая ставка Кудеяра.

В Липецкой области, на Дону, напротив села Долгого, возвышается гора, именуемая Черным Яром, или Городком. На ней лежит очень большой камень синеватого цвета. По преданию, здесь находилась Кудеярова крепость. Лежащий на горе камень считали заколдованной, окаменевшей лошадью Кудеяра, получившую синеватый цвет оттого, что она была опалена огнем. Рассказывают, что Кудеяр вместе со своими соратниками Болдырем и разбойницей Анной, укрываясь в донских лесах, грабил караваны купцов, шедших вниз по Дону. Заинтересованные в безопасности пути донские казаки ополчились против Кудеяра. Сначала они разгромили ставки Болдыря и Анны, затем добрались до пристанища Кудеяра.

Долго осаждали они крепость Кудеяра, затем догадались обложить ее хворостом и поджечь со всех сторон. Тогда Кудеяр зарыл все свои сокровища в землю, поставил над ними свою любимую лошадь, обратив ее в камень, чтобы она не сгорела, а сам бежал в лес. Но казаки погнались за ним, хитростью взяли в плен, сковали и бросили с Черного Яра в Дон.

Неподалеку, в бывшем Пронском уезде, близ сел Чулково и Абакумово, находится урочище Каменные Крестцы. По преданию, здесь располагалась одна из главных ставок Кудеяра. Рассказывают, что в XVIII веке тут нашли камень с именем Кудеяра.

На реке Неруч в Орловской губернии, в трех верстах от села Затишье, есть две «ямы Кудеяра» — по три сажени глубиной, соединенные подземным ходом с рекой Неруч. Здесь, как рассказывают, скрывался Кудеяр. Множество кладов Кудеяра связано с Брянскими лесами и вообще со всей лесной частью бывшей Орловской губернии.

Автор: ввпу Nov 1 2007, 11:39 AM
Кудеярово Городище

В Тульской и Калужской губерниях легенды повествуют о кладах Кудеяра, зарытых в различных «колодцах», «верхах», «ярах», а кое-где сохранялись и «кладовые записи» на Кудеяровы клады.

Одной из таких записей в конце прошлого века владел монах Оптиной Пустыни, после смерти которого рукопись попала в монастырскую библиотеку. В ней содержались обширные сведения о кладах, зарытых Кудеяром в окрестностях Козельска и Лихвина (ныне Чекалин).

В качестве одного из мест, где спрятаны клады Кудеяра, рукопись называла Чертово Городище, или Шутову Гору, что в 18 верстах от монастыря Оптина Пустынь, неподалеку от старинной дороги из Козельска в Лихвин, на которой так удобно было грабить проезжающих купцов.

...На заросшем лесом высоком бугре, господствующем над окружающей местностью, почти на самой его вершине тремя отвесными стенами поднимается из земли громадная глыба сероватого песчаника, изборожденная трещинами и поросшая мхом. Из-за этих четких граней Чертово Городище иногда называли еще Гранный Холм. Четвертая сторона Городища, полуразрушенная временем и заросшая травой, почти сравнялась с площадкой на вершине бугра, образуя «двор».

По преданию, здесь находился «замок» Кудеяра, построенный для него нечистой силой. Будто бы за одну ночь бесы соорудили на площадке Городища двухэтажный каменный дом, ворота, выкопали пруд... Однако постройку закончить до рассвета не успели — прокричал петух, и нечистая сила разбежалась. И, по рассказам свидетелей, еще долгое время спустя, вплоть до начала XIX века, на Городище можно было видеть недостроенное здание — «памятник бесовской архитектуры», которое затем начало быстро разрушаться.

Следы выкопанного «бесами» пруда заметны были еще в 80-х годах прошлого века; многочисленные каменные обломки, разбросанные вокруг Городища, свидетельствовали как будто бы о каких-то постройках, некогда бывших здесь.

А на одном из камней, лежавших у подножия Городища, еще сто лет назад явственно был виден след «лапы» нечистого. В толще песчаника, из которого сложено Городище, скрывается несколько пещер. В главной пещере, называемой «входом в нижний этаж», могло свободно разместиться несколько человек. Из нее два узких лаза уходят в глубь горы...

Рассказывают, что строившая замок нечистая сила сберегает теперь зарытые на Городище, в окрестных оврагах и лесных урочищах клады Кудеяра. А но ночам на Городище появляется привидение дочери Кудеяра Любуши, проклятой отцом и навеки заточенной в недрах Чертова Городища. Будто выходит она на гору, садится на камни и плачет, просит: «Тяжко мне! Дайте мне крест!» В прежние времена монахи Оптиной Пустыни дважды устанавливали на Городище крест. Неподалеку от Городища находится Кудеяров колодезь, в котором укрыты, по преданию, «12 бочек золота».

Очень интересны свидетельства о Кудеяровом Городке на горе Богатырке (Крутце), что в Саратовской губернии. Здесь, в развалинах землянки, в которой, по преданию, жил Кудеяр, были найдены человеческие кости, кинжалы, наконечники пик, бердыши, фрагменты кольчуг, татарские монеты, кольца, перстни и т. д. Подобные находки неизменно будили интерес к легендарным кладам Кудеяра, и охотников найти их было великое множество...

Особенный интерес вызывало у кладоискателей Кудеярово Городище, расположенное в дебрях Усманского леса. Оно окружено высоким валом со следами ворот и окопано широким рвом. Когда-то, в 40-х годах прошлого века, одной из крестьянок села Студенки посчастливилось найти здесь массивный золотой старинный перстень.

С той поры каждую весну в Усманский лес регулярно устремлялись полчища кладоискателей со всех окрестных мест, изрывших лес ямами и траншеями. Говорили, что сокровища укрыты на дне находящегося поблизости Чистого озера. Один помещик даже пытался спустить озеро через специально прорытый канал, но дело не пошло. Много было разговоров о будто бы найденном в лесу сундуке, который «ушел в землю», находили и всякую мелочь, но вот главные сокровища Кудеяра так до сих пор не обнаружены.

А вот в других местах кладоискателям везло больше. Нельзя сказать, чтобы находки кладов были массовыми, но известны, по крайней мере, четыре случая, когда клады серебряных монет и немногочисленных золотых предметов были найдены именно в Кудеяровых урочищах.

Принадлежали ли эти клады легендарному разбойнику? Неизвестно. Да и вообще трудно поверить, что один человек мог «населить собой» огромные пространства степи. Давно уже высказывается мнение, что под именем Кудеяра могло скрываться несколько разных людей — как под именами царевича Дмитрия или Петра III. А может быть, из личного имени какого-нибудь особо дерзкого русского или татарского разбойника имя Кудеяр превратилось в нарицательное имя всякого предводителя разбойничьей шайки и стало синонимом слова «разбойник»?

Поэтому так разнятся версии о происхождении, жизни и смерти Кудеяра. Поэтому так много у нас кудеяров — уж в чем-в чем, а в разбойниках на Руси испокон веку недостатка не было. И уже в конце XVIII столетия начали слагаться легенды о том, как «в старые-старые годы в Спасских местах проживали семь братьев-кудеяров...»
..
(КУДЕЯР по праву считается отцом российского бандитизма)

Powered by Invision Power Board (http://www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (http://www.invisionpower.com)

увеличить

0

2

Саратовские краеведы рассказывают легенду о кладе, вмурованном в стену Крытого рынка. Якобы на торжественной церемонии закладки здания 8 июня 1914 года в специальную нишу у торца будущего здания опустили драгоценности, собранные у присутствующих тут же высокопоставленных персон: кольца, броши, серьги. Там же оказался украшенный брильянтом золотой перстень с руки супруги губернатора Ширинского-Шихматова. Драгоценности были замурованы в нише, и несколько дней около этого места дежурил городовой. До тех пор, пока нишу сверху не залили бетоном и не продолжили строительство.

Автор:  Юлия Шишкина
Номер журнала:  № 71
Рубрика:  История вопроса

увеличить

увеличить

0

3

Левша? А из какого журнала эта статья??????????????????? :dontknow:

0

4

Вся информация указана в низу, другой не было  :dontknow:

0

5

Нечистая, неведомая сила.
Сергей Викторович Максимов.
НЕЧИСТАЯ СИЛА

XV Клады

Безграничная в суевериях, измышлениях и неудержимая в поисках чудесного, народная фантазия сумела изобрести особых духов, которые охраняют зарытые в земле сокровища и ценности, известные под именем кладов. В южных окраинах Великороссии этот дух зовется "кладовиком", а подручные его - "кладенцами", и только в Севском уезде Орловской губернии главный дух, по недоразумению, носит имя Кудиара. На севере же его иногда попросту зовут "кладовым" и признают, что эти сто рожа действуют всегда вдвоем: один из них - "лаюн", прозван так за то, что обращается в собачку-лайку при первом покушении на похищение клада, другой - "щекотун", оберегающий клад в виде белобокой птицы сороки-щекотухи. В Белоруссии этот дух превратился в маленького бога -Коншу, которого просят указать место кладов и помочь их отрыть, а при удаче благодарят, оставляя в его пользу известную часть добычи. Уже по этому последнему признаку видно, насколько древен народный обычай зарывания кладов и насколько устойчива вера в их существование. Обычай этот создали тяжкие условия быта, в которых складывался исторический строй жизни русского земледельческого народа. Близкое соседство с кочевыми ордами диких племен, живших опустошительными и внезапными набегами, и желание оградить интересы потомков-наследников указало этот странный путь охранения имущества, нажитого тяжелейшим трудом. Со времени первых печенежских и половецких набегов, вплоть до татарских погромов, когда мирная жизнь земледельцев очутилась на краю гибели, русские люди неутолимо, придумывали всевозможные меры самозащиты личной и охраны имущественной. Но в те трудные времена ни на кого нельзя было положиться, и потому люди доверяли свое имущество только матери-сырой земле. Этот обычай не утратил своего глубокого практического значения и в последующее время, когда в народную жизнь ворвались новые враждебные элементы, в сопровождении всяких внутренних неурядиц, в виде разбоев, казачества и крепостного права. Разнузданное своеволие, не знавшее меры и предела и приученное к легкой наживе путем грабежа, или собирания оброков, устремило всю свою алчность на чужие плоды трудовых сбережений и повергло народ в совершенную нищету, возможную только в дни истинного лихолетья. От этих насилий люди вынуждены были бежать в неоглядную даль, искать новых земель и там, запасаясь новыми сбережениями, покинуть старый обычай зарывания добра в землю. На прежних же местах, как, например, у исконных земледельцев - белорусов, и до нынешнего дня обмолоченный хлеб зарывается в ямы, и притом тем же способом, как и в те времена, когда войска Карла XII шли на соединение с Мазепой. (Известно, что шведские солдаты, выходя на поля перед солнечным восходом, разрывали ямы, наполненные рожью, узнавая эти места по отсутствию росы, которую высушивала скрытая теплота зарытого зерна.) У великороссов точно так же еще жива любимая святочная игра - "хоронить золото и чисто серебро".

По всему громадному северу России, от финляндских до сибирских границ и от Соловецкого монастыря до Троице-Сергиевой лавры, в народе живет память о тех грабительских временах, которые известны под общим именем "панщины". Это имя несомненно указывает на ту эпоху, когда шайки разноязычного и разноплеменного народа опустошали Русь в тяжелую годину междуцарствия. "Панами" для олонецких озерных местностей и беломорского поморья были и отряды шведских войск, и приметавшийся к ним всякий бездомный сброд, вроде того, который, отбиваясь от польских войск Лисовского и Сапеги, грабил народ от Волги до Сев. Двины и Пинеги включительно. Это были небольшие горсти людей, умевшие нападать врасплох и беспощадно грабить мелкие и разобщенные селения лесных местностей, - шайки, подобные тем, которых в костромских лесах заморозил Сусанин, а олонецкая баба истребляла, обливая горячим овсяным киселем47. Атаманам этих разбойных шаек приписываются великие богатства, которые они, в случае полных неудач, спешили зарывать в землю. Вот образчик подобных преданий, записанный в Кадниковском уезде Вологодской губернии, могущий служить прототипом однородных рассказов.

Выбрали себе паны притон в одном месте и стали из него наезжать и грабить, всего чаще по праздникам, когда народ расходился по церквам и на базары. Заберут паны что получше, а деревню сожгут. Этим они вывели народ из всякого терпения. И вот согласились против них три волости и окружили притон так, что разбойникам некуда было деться. Стали они награбленное добро зарывать в землю в большой кадке, и неспроста, а с приговором, чтобы то добро никому не досталось. Атаман ударился о землю, сделался черным вороном и улетел. Товарищей же его всех захватили и "покоренили"48.

Разбои, принявшие благодаря полному неустройству управления обширные размеры, отчасти обязаны были своими чрезвычайными успехами еще тому, что народ не переставал видеть в руководителях шаек чародеев, спознавшихся с нечистою силою. В этом убеждены были не только все члены шайки, но и сами атаманы, которые выделялись из толпы природным умом, пылким воображением, исключительною телесною силою и даже увлекательным даром слова. Разину, например, этому поволжскому богатырю-чародею, сам Илья Муромец годился только в есаулы. И неудивительно, конечно, что, обладая такой сверхъестественной силой, Разин обогащался и откупами с проходящих торговых судов, и даже царскою казною с разграбленного и сожженного им первого русского корабля "Орла". Неудивительно также, если тревожная жизнь, среди поисков новой добычи и преследований со стороны правительственных властей, вынуждала Стеньку зарывать в землю награбленные сокровища. По крайней мере, народ верит в это, и все длинное побережье, от Симбирска до Астрахани, все эти лесистые Жигулевские горы и песчаные голые бугры Стеньки Разина в народном воображении до сих пор считаются местами, где зарыты бесчисленные клады: там лодка с серебром затерта илом на песках, здесь, Жигулях, у Разина дупла, - сундук полон платья, а сверху, как жар, горит икона, и заклята та поклажа на 300 лет; там в полугоре, у спуска к Волге, зарыто 12 нош49 серебра в чугуне, покрытом железным листом; здесь, в Шиловской шишке (гора близ с. Сенгилея), подвал, а в нем на цепях четыре бочки золота, охраняемого большим медведем. Замечательно, что народ определяет ценность клада с большой точностью. Так, в селе Шатранах (Буинского уезда Симбирской губ.) лежит, по преданию, казны 10 мер (пудов) золота, 2 сундука жемчуга, 4 пуда меди. Это сокровище принадлежало брату Степана Разина, Ивану, и тот, кому достанется клад, должен медные деньги раздать нищим: по прямому смыслу зарока. Кроме Степана Разина, составляющего центральную фигуру во всей истории поволжской вольницы, наш народ знает еще бесконечное множество более мелких удальцов и просто разбойников, обладавших, сверхъестественной силой и зарывавших в землю богатые клады.

Так, в Двиницкой волости (Вологодская губ., Кадниковский уезд) разбойник-атаман, прозванный за свою неуловимость "Блохой", приставил к своему кладу целую свору злых рыжих собак. Кузьма Рощин, грабивший в Муромских лесах купеческие караваны, оставил после себя множество кладов в так называемом Рожновом бору. Это предание настолько свежо, что некоторые старожилы называют даже по именам его сподвижников и укрывателей50. В Брянских лесах, и вообще в южной лесной части Орловской губернии, также называют много мест, где скрыты клады, зарытые полумифическим разбойником Кудеяром. Говорят, что над камнями, прикрывающими эти сокровища, не только вспыхивают огоньки, но два раза в наделю в 12 часов ночи слышен бывает даже жалобный плач ребенка. Этот Кудеяр (время деятельности его с достоверностью не указывается) на всем пространстве великорусской украины, от Саратовского Поволжья вплоть до устьев Десны, до некоторой степени предвосхищает славу самого Степана Разина. Сверх вышеупомянутых орловских местностей, в семи уездах Воронежской губернии существуют урочища, носящие его имя. Указывают, например, его "лог", памятный ставками многочисленных табунов украденных им лошадей; его лощину-"мертвушу" - притон шайки; "городище" среди Усманского громаднейшего казенного леса, окруженное высоким валом и обрытое широкою канавою, даже со следами въездных ворот; и затем множество ям и курганов его имени, в которых находили человеческие кости, кинжалы, пики, бердыши, кольчуги, кольца, перстни, татарские монеты и пр. Вот почему не уменьшается страсть к отысканию кладов в Усманской даче, внушающей своим мрачным величием невольный страх и порождающей в народе смутные .рассказы о том, что здесь заметны даже следы канавы, по которой намеревались некогда спустить целое озеро, называемое Чистым, чтобы достать со дна его из огромных выходов и погребов бочки золота и серебра, сундуки с дорогими камнями и мехами, даже целую старинную карету, сплошь наполненную деньгами, и т. п. Страсть к легкой наживе повсюду расплодила множество кладоискателей, которые до такой степени увлекаются идеей быстрого обогащения, что зачастую кончают однопредметным помешательством. Эти несчастные маньяки вызывают бесконечные насмешки и, сплошь и рядом, делаются жертвами обмана. За дорогую цену им продаются особые "записки кладов", к их услугам находятся руководители, заведомо приводящие на пустое место, заранее прославленное и искусно обставленное всеми признаками таинственного урочища, и т. д. Вот несколько образчиков таких помешанных фанатиков.

Один из известных симбирских кладоискателей занес в свою запись о кладах следующий эпизод: "А вот нищий Василий Семеныч доподлинно взял поклажу в селе Красной Поляне, а научил его, как взять, заштатный дьякон: все больше молитвами отчитывал из требника Петра Могилы. За тем требником ездили мы три раза в Ливу (село Корсунского уезда), да дорого просят: сто рублей, да еще надул подлец-лубянишные глаза Евсейка, а денег обобрал много. На что был богат Филипп Чистяков: четыре расшивы51 имел - да и те все прожил в клады. Одначе, Бог поможет (заключает свою запись неисправимый фанатик-кладокопатель), весной возьмет малу толику. Есть у целовальника под горой книга "Немая строка": по ней вызывать можно".

И, умирая, не поживившись ни единым кладом, этот старик закончил свою запись следующим завещанием, напоминающим бред умалишенного:

"А как Бог велит, - поучает он своих детей, - отчитываем Разину поклажу, только первее наперво сто рублей, как помру, отошлите дедушке в божью церковь, ко Владимирской Божьей Матери. А мать чтобы не знала: все в питейный угодит. А золото куда положу - шепну опосля, смотрите только, как бы обменяли: чай все крестовики52. А если уж менять, так из-под виду, а для казны места немного. А святую икону, что на поклаже лежит, освятить доведется".

В воронежской украйне прославился другой убежденный чудак, исходивший весь тот край вдоль и поперек, разыскивая клады Кудеяра, между которыми один состоял из 60 парных воловьих подвод серебра, 10 пудов золота и целого лотка драгоценных камней. Около этого помешанного образовалась целая толпа плутоватых пособников из мещан и отставных солдат, являвшихся с предложениями заговоров и записей, таинственных талисманов, завернутых в грязные тряпицы, вроде комка глины, добытой в полночь с могилы удавленника, помогающего, как известно, добыче кладов.

При содействии тех же кладоискателей образовалась целая своеобразная наука о различных способах отрывать и находить клады. Для получения клада надо, прежде всего, знать зарок, с которым он положен, а эти заклятия настолько капризны, что без записей или подсказов знающих людей невозможно и приступать к делу. Так, например, на большой дороге, между почтовой и казенной просекой, зарыт клад; чтобы найти его, надо спеть 12 песен, но таких, чтобы ни в одной не было сказано ни про друга, ни про недруга, ни про милого, ни про немилого. Лежит другой клад под сосной; чтоб получить его, нужно влезть на эту сосну вверх ногами и спуститься назад точно так же вниз головой. Разбойники обычно зарывали свои сокровища "на сто голов человечьих", но значение этого заклятия мудрено отгадать: сотому ли дураку приходить, чтобы дались те деньги на голодные зубы, или следует самому быть разбойником, чтобы загубить сто человек, прежде чем взяться за заступ53.

Бывают на клады и такие мудреные заклятия: "Попадайся клад доброму человеку в пользу, а худому на гибель" - или еще: "Тому это добро достанется, кто после моей смерти тотчас же голым пропляшет"; зарывают и на человека определенного имени, - это, если можно так выразиться, "именные" клады.

Для заурядных искателей чужого зарытого добра исстари существуют могущественные средства, при помощи которых можно одновременно узнать и место нахождения клада, и способ добычи его. Беда только в том, что эти средства даются нелегко. Таковы цвет папоротника54, разрыв-трава, шапка-невидимка и косточка-счастливка. Первый хотя и принадлежит к числу бесцветковых растений, но в ночь на Ивана Купалу, когда, ,по народному убеждению, все цветы на земле достигают наивысшей силы расцвета, горит несколько мгновений огненно-красным отливом. Вот этот-то момент и должен уловить кладоискатель, чтобы обеспечить за собой успех. Нечистая сила, охраняющая клад, очень хорошо знает таинственные свойства папоротника и, с своей стороны, принимает все меры, чтобы никому не позволить овладеть цветком. Она преследует смельчаков диким хохотом и исступленными воплями, наводящими ужас даже на человека неробкого десятка. Однако на все эти острастки нечистой силы всероссийское предание советует не обращать внимания, хотя, как говорят, не было еще случая", чтобы самый хладнокровный смельчак остался равнодушным ко всем этим ужасам. Но зато бывали случаи, когда папоротник сам собой попадал некоторым счастливцам в лапоть, задевавшим, его нечаянно ногою. С той поры такие избранники все узнавали и видели, замечали даже место, где зарыт клад, но лишь только, придя домой, разувались и роняли цветок, как все знания исчезали и счастье переставало улыбаться им. Некоторые думают даже, что стоит положить цветок за щеку в рот, чтобы стать невидимкой. Впрочем, для последней операции придумана особая косточка, которую находят в разваренной черной кошке55.

Разрыв-трава также отыскивается в ночь на Ивана Купалу. С ее помощью можно ломать все замки, сокрушать все препоны и разрушать все преграды. Но так как и она, подобно папоротнику, держит цвет не дольше того времени, которое полагается для прочтения символа веры и молитв Господней и Богородичной, то имеется, следовательно, достаточное основание считать ее просто сказочным зельем.

Сверх таинственных обрядов и сложных приемов, из которых ни одного нельзя позабыть, для искателей кладов придуманы еще заговоры и даже молитвы. Те и другие сотканы из гнилого прядева пустых слов: "Пойду в чистое поле, во леса дремучие, за черные грязи, через океян-море". А здесь "стоит столб, а на нем сидит Спас-Пресвятая Богородица". "За болотом немного положено - мне приходится взять. Отойди же ты, нечистая сила, не вами положено, не вам и стеречь". При розыске таинственных сказочных цветков главная мольба заключается в том, чтобы "черт поиграл им да, опять отдал и не шутил бы, не глумился над рабом божьим". В самодельных же молитвах, придуманных для раскрытия клада, рассчитывают на то, чтобы силою слов и знамением креста сокрушить нечистую силу, приставленную сторожить клад и "отчитывать" самый клад56. Впрочем, прямой нужды в этом отчитывании не имеется, но требуются особые благочестивые приемы в тех случаях, когда над кладом находится или часовня, или поставлен крест, или висит на золотой цепи икона Богородицы в золотой ризе, или же, наконец, подвешена одна лампадка. И то, и другое, и третье знаменует присутствие такого клада, который спрятан с таким зароком, чтобы нашедший его построил церковь или часть приобретенного разделил нищим или разнес по чтимым монастырям. Народное воображение - даже над кладами великого чародея и беспримерного богача Стеньки Разина - поставило в некоторых местах иконы Богоматери и перед ними повесило неугасимые лампады.

Когда, при помощи папоротника, клад будет найден, то кладоискатель еще не может считать свое дело оконченным, так как мало найти клад, но нужно еще уметь взять его. Иным счастливцам не надо ни молитв, ни заклинаний, ни вызывных книг, ни руководителей - к ним сами клады напрашиваются; а у иных неудачников уже найденные, отрытые - из рук уходят, не даются. Чтобы взять клад, надо знать известную сноровку. Если клад, выходя из-под земли, превращается в какое-либо животное или даже в живого человека, то надо его ударить наотмашь левой рукой со словами "аминь, аминь, рассыпься". Без этого _кладом не овладеешь. К одной калужской нищенке в то время, как она шаталась по селу, приставал петух, теребил ее за подол, совался под ноги; ударила его старуха палкой - и рассыпался петух деньгами. Один уломский старик гвоздарь шел как-то из деревни в город. Дело было под вечер. Вдруг среди поля что-то загрохотало. Оглянулся - катится бочка, а со стороны кричит чей-то голос: "Перекрести дорогу!" Старик испугался, отскочил в сторону - покатилась бочка мимо, а в ней ясно слышен был звон серебряных денег. В той же Уломе (Новгородская губ.) деревенские ребята пошли искать клад и по пути позвали с собой одинокого старика, жившего на краю села в избушке. Старик отказался: "Зачем идти искать - коли Бог захочет, так и в окошко подаст". Долго искали клад ребята, но ничего не нашли. На обратном пути увидали под кустом мертвого барана: "Давай подкинем его старику в окошко". Утром увидал у себя старик мертвого барана, взял, благословись, его за ноги, чтобы выбросить на двор, а баран и рассыпался по избе червонцами. Одному пензенскому дьякону каждый день являлся неведомый мужик со всклокоченными волосами и бородой, в синей изорванной рубахе и таких же портках. Появится - убежит в сарай и пропадет, и все на одном и том же месте. Смекнул дьякон, в чем дело, и стал рыть в том месте землю. Вырыл яму в сажень глубиной и наткнулся на пивной котел, прикрытый сковородой. Хотел было его вытаскивать, да вдруг слышит чей-то грубый голос: "А что ты тут, добрый человек, делаешь?" - "А тебе какого черта нужно?" - ответил дьякон и тотчас же услышал, как в руках его дрогнул котел и затем медленно и тяжело начал погружаться в землю. Догадайся дьякон позвать того человека на помощь - и стал бы богачом. У других неудачников случается и по-инему. Роют двое, сговорившись поделиться поровну, да стоит одному подумать про себя, как бы нарушить договор, - и тотчас же полуотрытый клад загремит и провалится. Иные даже домой принесут отрытое с намерением исполнить зарок, предписывающий сделать какое-нибудь пожертвование, но, залюбовавшись сокровищем, спрячут до доброго случая, а потом раздумают: у таких, вместо денег, оказываются либо черепки разбитого горшка, либо стекольные верешки от бутылки.
СНОСКИ:

47. Замечательно, что память об этом событии сохранилась в Лодейном Поле под именем "Киселева дня", и целая группа деревень, имеющих общее название "рокзы", чествует его в четверг Троицыной недели.
48. Особый вид старинной, казни разбойников, сохранившийся в преданиях Вологодского края. Он состоял в том, что у большого дерева обрубали с одной стороны корни, для чего немного поднимали его рычагами и накреневали, чтобы образовалась пустота и можно было в нее просунуть человека. Затем дерево опускали на свое место и таким образом "подкоренивали> под ним живых людей, как бы накрывая их колпаком.
49. Ноша - мера того, сколько может унести на себе сильный бурлак или крючник.
50. К последним причисляют, между прочим, господ Боташовых, деятельность которых описана Мельниковым в его романе "В лесах".
51. Совершенно исчезнувшее теперь на Волге, украшавшее пристани, пестро размалеванное грузовое судно, большое, парусное и плоскодонное.
52. Совсем исчезнувший и ставший нумизматической редкостью серебряный, рубль времен Петра с крестом из четырех букв "П", который, конечно, ни в каком случае не мог очутиться в разинских кладах.
53. Существует очень распространенный рассказ об одном счастливце, которому удалось подслушать волшебный зарок "на сто голов" и даже перехитрить колдуна, зарывшего клад; когда колдун говорил: "человечьих", счастливец шептал: "воробьиных", когда колдун говорил: "сто голов", счастливец шептал: "осиновых колов".
54. По вологодским приметам, это скатертник-кочедвижник, названный первым именем за узоры на листьях и корневище.
55. Добывается шапка-невидимка еще и таким образом: во время Христовой заутрени, когда обходят церковь крестным ходом, надо бежать домой, встретить на дворе своего домового, сорвать с его готовы шапку и надеть на него свою и, с непогашенной свечой, бежать назад в церковь, чтобы поспеть к крестному ходу, и т. п.
56. По Поволжью известны так называемые вызывные книги, где и записаны эти молитвы, достаточно длинные и довольно ловко подделанные под общепринятый способ молитвенных церковных возношений.

Информация взята с сайта -http://paganism.msk.ru/-

0

6

И снова про Кудеяра

"- Господу богу помолимся,
Древнюю быль возвестим.
Мне в Соловках ее сказывал
Инок, отец Питирим.
Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр - атаман
Много разбойники пролили
Крови честных христиан…"

Леопольдов А. Исторический очерк Саратовского края (М.1848). В работе (с. 41) отмечается, что после падения Казани и постройки на Волге Самары, Саратова, Царицына и Астрахани "...Ордынцы реже стали делать набеги". "Много населенный край страдал от вольницы, приходившей с Дона для грабежа и разбоев. Об этом доходили жалобы до царя Михаила Федоровича. Поэтому в царском наказе, данном дворянину и наместнику Волконскому и князю Борятинскому с товарищами, отправленному к персидскому шаху в 1618 г. с повелением: как пойдут из Казани в Астрахань, по городам на Самаре и Царицыне расспрашивать, нет ли от казаков воровства. Воровства и грабежи были, на Волге и на больших дорогах.

Предание говорит о трех притонах разбойничьих, особенно страшных для края. Первый был на Красном Кусте, в нынешнем Аткарском   уезде ; второй (с.24) в горе Богатырке над Хопром, недалеко от села Большого Карая, в  Балашовском   уезде , третий в Бактовом кусте, на границе Сердобского уезда. "...в Горе Богатырке, или Крутце, был атаманом Кудеяр, татарин необыкновенного роста и силы, зверовидной наружности. Жена его была из русских, редкая красавица, и похоронена близ нынешнего села Репного. Жилищем Кудеяра была землянка, в развалинах коей находили кости человеческие, кинжалы, пики, бердыши, кольчуги, монеты татарские, кольца, перстни и прочее."

В сноске №6 указано: " Другие говорят, что он жил на горе Крутец близ села Репного. Саратовский уезд, близ казенного села Лоха, есть пещера и огромный курган, называемый Кудеяровым. В Рязанской губернии тоже был разбойником Кудеяр; неизвестно, одно ли это было лицо, или разные."

2. Хованский Н.Ф. Очерки по истории г.Саратова и Саратовской губернии (Саратов,1884.) с.196
"Лох - при речке того же имени. Речка эта замечательна тем, что в ней находятся форели, известные под названием лохов, достигающие в величину 1 арш. Дно реки каменное, вода пробивает из родников, течет быстро и имеет прозрачность. В версте от с.Лох на поверхности горного хребта есть ключ, бьющий летом и зимой с такой силой, что образует над собой небольшой столб клокочущей воды. Недалеко отсюда находится Кудеярова гора, в которой путешественникам показывают пещеру разбойника Кудеяра."

3. Кушев Н.В. Двухсотлетие города Петровска Сарстовской губернии (Исторический очерк, Петровск, 1898) (с.3).
"До конца 17 столетия местность, занимаемая в настоящее время Саратовской и Пензенской губерниями, была мало заселена. Для защиты южной и юго-восточной границ от вторжения разных диких народов, как например Кубанских и Крымских татар, русское государство, начиная с 1666 г., строит ряд новых укрепленных поселений... Таким образом, Петровск первоначально был основан со стратегической целью, а именно для защиты края, расположенного за Симбирской сторожевой чертой. Постройка города началась в 1698 году на левом берегу реки Медведицы". (с.9) "... рассказ одного старожила старика об обороне от неприятелей: " Бывало, пойдем в поле на работу, вдруг сторожевые на башнях выставляют знак на длинных шестах или бьют в набат, извещая, что идут кубанцы, мы с полей опрометью домой, запираем ворота крепости, засыпаем их землей, стреляем с башен из пушек, ружей, луков. Враги не отважились на штурм: поездят вокруг крепости и удаляются. Так мы часто отсиживались в крепости от этого народа." (с.10) В августе 1717г. Крымские и Кубанские татары вторглись в пределы Саратовской губернии ...под предводительством Бухты-Гирея и Дели-Салтана."

4. Осипов В.А. Очерки по истории Саратовского края(конец 16 и 17вв.),Саратов,1976.
(с.62) "По Темниковским писцовым книгам в 1621 году за мурзами-татарами и мордвой значилось большое количество "отхожей" вотчинной земли, то есть владеемой на оброке, временно. В том числе были леса, сенные покосы, рыбные ловли, бобровые гоны по ррТерешке, Узе, Медведице, а также Бурасский лес.
(с.66) Несколько сел появилось в Петровском уезде: Лох, Гремячка, Косола-повка, слобода Еткара,-1698-1699гг.
(c/72-73) После построения города Петровска в 1699году по указу из прика-за Казанского дворца Был прислан Кондратий Булгак, которому было велено осмотреть "угожих крепких мест" для строительства сторожевых слобод по р.Медведице ...южнее и юго-восточнее нового г.Петровска в саратовских степях. В том же 1699 году в верховьях р.Медведицы "на пиходных местах воинских воровских людей" была построена слобода Бурлацкая с рвом и валом. Для наблюдения за неприятелем использовались две "Караульные горы". Одновременно появились отъезжие сторожевые слободы ...Гремячка, Лох, Алексеевка... Все они были заселены переведенцами, пахотными солдатами, прописанными "на вечное житье" к слободам... В местах расположения сторожевых слобод уже имелись принадлежащие разным помещикам земли..."

5. Аристов Н. Предания о кладах. (Отдельный оттиск без года издания). Издание дореволюционное с. 709-717
По древнему поверью, несметные сокровища лежали в горах и пещерах и охранялись злым существом в образа змея Горыныча...
...вера в клады держалась не в одной среде народа, но и в кругу высших лиц, духовенства и князей.
...И нет ничего удивительного в этом явлении: клады в древнюю пору сильно распространены были у славянских народов, и вера в клады имела поддержку в частых находках скрытых монет и вещей. В то немирное время эта предосторожность была необходима. При постоянных набегах неприятелей, при внутреннем неустройстве общества, опасно было открыто держать трудом нажитое добро, а еще опаснее пускать в оборот капиталы.

Кажется, со времени татарского владычества на Руси, предания о кладах начинают приурочивать преимущественно к курганам (татарское слово кюрхане - круглая гора). Предания о кладах, зарытых в курганах, существовали и у татар, как и у русских. Когда в 17-18 веках на Руси усилились разбои, предания о кладах получили новый оттенок, с которым преимущественно рассказываются и доселе. Действительно, существование разбойничьих кладов не подлежит сомнению. Разбойники жили в лесах, горах и оврагах; застигаемые врасплох преследующими их командами, они не надеялись унести с собой добытые нечестным промыслом дорогие вещи, прятали их в землю и делали на этом месте приметы... Но самый выгодный приют для разбойников был в волжском крае; поэтому нигде нет такого обилия рассказов о кладах, как именно в Поволжье. В то время, когда оно было слабо заселено, оно служило притоном всех беглых, недовольных господствующим порядком дела на Руси. Волга, эта божья вольная дорога, и Сура, густые непроходимые леса, горы и глубокие овраги приволжские, как нельзя более соответствовали целям разгульной толпы. По берегам Волги составлялись постоянные разбойничьи шайки из беглых холопов и воровских казаков...

6. Аристов Н. Разбойники и беглые времени Петра Великого (1682-1725), отд. оттиск без года издания.
(с.6-7) "Разбойники по всей России производили ежегодно опустошения и препятствовали не только развитию частной торговли, но и правительственному сбору податей, рекрутов и порядкам управления. Рассыпавшись по всей России значительными шайками, они особенно любили притоны около больших дорог, где ходили обозы, караулили их и разбивали".

7. Майков Л. Заметки к статье " предания о кладах".
(с.74) В иных поволжских местностях встречаются лица, совершенно разорившиеся из-за страсти к кладоискательству.

8. Костомаров Н. Кудеяр. Историческая хроника. (Серия: Историко-литературный архив, Москва, 1989). Перепечатан по изданию СПб.,1882.
В романе Кудеяр - брат Ивана Грозного - Юрий Васильевич. В комментарии, составленном В.В. Морозовым, отмечено: (с. 254) Юрий Васильевич III (1533-1563) родился глухонемым и слабоумным (по выражению А.М. Курбского: "яко див"). Тем не менее он был женат на дочери князя Дмитрия Палецкого, Ульяне, умершей в 1575г. Насильственность ее смерти ничем не подтверждена, однако Ульяна Дмитриевна могла вызвать у мстительного царя неприятные воспоминания: в трудные для Ивана Грозного дни болезни 1553г. Дмитрий Палецкий выторговывал удел для Юрия и своей дочери у тайного претендента на престол - Владимира Андреевича Старицкого, о чем царь достоверно знал (с. 254) - Кудеяр упал навзничь бездыханен. В 1574г. бывший любимец царя опричник Василий Грязной писал из крымского плена, пытаясь набить себе цену в надежде на выкуп, что он уничтожил и разогнал всех изменников московского государя, " одна собака остался - Кудеяр", который, однако, "маленько свернулся".

http://sputnik-saratov.narod.ru/arhif.htm

0

7

Друзья, ну простите пожалуйста, если можите. Ну не мог я удержать свои мысли и желания да бы не выразить их на нашем форуме, да ещё и по такой теме. Намедни перечитывал госпадина Минха
«Народные обычаи, обряды, суеверия и предразсудки крестьян Саратовской губернии»

Так вот чаво нашлось.

«Изстари ведутся легенды о кладах, давно уже ищет и роет их русский народ».

«Много поверий и преданий слышим о кладах в Саратовской губернии. Масса курганов, разбросанных по степям этого края, бродившие здесь разбойники и находки денег, зарытых в лесах, дают богатую пищу народному воображению».

«Богата легендами Кудеярова Гора в с. Лох, Саратовского уезда, где по народному поверью хранятся в пещере за железными дверями громадные сокровища разбойника Кудеяра, но золотой ключ от нея лежит в Симовом роднике и достать ключ может лишь тот, кто вычерпает этот родник; к тому же и сам Кудеяр стережет свои сокровища. От горы Круглой, на восточном склоне которой расположено село Полчаниновка, к северу, по Саратовскому уезду, через Ягодно-Полянскую волость, село Оркино (Кучугуры тож), село Сокур, деревни Косолаповка (Яруга тож), Красную-речку и Гремячку, на села Лох и Новыя-Бурасы тянется сильно волнистая местность с глубокими долами и ярами, подымающимися возвышенностями, особенно характерными около с. Оркина, где высятся два конуса Караульных панд (панда по-мордовски гора), Высокая, Кявен Гардас (Каменный двор) и другие, и село Лох, о котором я скажу ниже, эти волнистые возвышенности служат водоразделом двух бассейнов Волжского и Донского. В старину вся эта местность была покрыта сплошными лесами, тянувшимися далеко к северу и отмеченными на карте Олеария 1636 года. Лох – большое село Саратовского уезда, в 75 верстах от города Саратова, недалеко от границы Петровского уезда; его обступили лесные возвышенности, подымающиеся сажень на 60 над уровнем долов; из них: Кудеярова, Марунова и Караульная горы замечательны сохранившимися о них народными легендами и кроме того Кудеярова гора имеет пещеру; она расположена в одной версте на северо-востоке от с. Лоха и находится в ряду других гор, обступивших село с трех сторон, подымаясь сажень на 60 от долины, и спускается круто в узкий дол Майоров (так? Маiровъ), по другую сторону которого поднялась тоже высокая и крутая возвышенность Марунов. Рядом с Кудеяровой, немного ближе к селу, находится очень высокая – Караульная гора; на песчаной ея вершине, между мелким и редким чернолесьем растут несколько старых сосен. У подошвы Кудеяровой горы, между нею и Маруновой, бьет родник, называемый Симовым; вода его течет на юго-восток, образуя ручей Соколку, на котором расположено с. Лох и на протяжении 3-4 верст его течения стоят 7 мельниц лоховского общества; за селом Соколка соединяется с другим ручьем Лошок, образующим по течению несколько маленьких озерков; соединенные воды Соколки и Лошка впадают в речку Чардым, текущую к Волге. В Лошке ловится рыба – форель, которая называется здесь, как и речка – лошок, и попадается иногда довольно крупных размеров.

В Кудеяровой горе находится пещера с двумя отверстиями, ведущими внутрь горы: одно из них называется Трубой и расположено на самой вершине горы, но так завалено щебнем, что отверстия не видно и осталась только яма, глубиною в сажень; прежде, как говорят лоховчане, отверстие было свободно и опускалось на глубину около 30 сажень внутрь горы отвесно; тогда было видно, что стенки Трубы, дикого камня, явно носят на себе следы копоти от дыма, почему можно думать, что это отверстие действительно когда-то служило выходом для дыма из внутренних помещений пещеры; это отверстие, по словам старожилов (в 1880 году) лет 20 назад завалили солдаты стоявшего в с. Лох Бутырского полка. Другое отверстие находится ниже, на склоне горы, обращенном на юг, приблизительно сажень 40 от дна долины; последнее имеет теперь около ¾ аршина вышины и около 18 вершков ширины и помещается в яме; человек может теперь только пролезть в него ползком не более 5 сажень; вход этот ведет далеко внутрь горы извилистым коридором; раньше, как говорят, лоховчане, можно было проникнуть по нему сажень до 60-ти, а дальше проход заслонен упавшими камнями, но что затем он обрывается пропастью, из которой подымаются газы, гасящие свечу, и на дне которой бурлит как будто вода и несет холодом. Вход в пещеру год от года обваливается, заносится щебнем и песком от весенних потоков; в 1870-х годах смельчаки живописцы, работавшие в лоховской церкви, могли проникнуть только на 24 сажени внутрь горы; они нарисовали план своих исследований, но куда они его девали, неизвестно – про Кудеярову гору и пещеру сохранилось много преданий у лоховских и окольных жителей: рассказывают, что в Лоховских дачах когда-то жили разбойники, атаманом которых был Кудеяр (Костомаров относит его ко времени царствования Ивана Грозного). Недалеко от Кудеяровой горы, в конце Майорова дола, указывают урочище носящее название Пушка: здесь, говорят, находили ружейные стволы и теперь еще попадаются куски пережженного железа; по народному сказанию здесь были кузницы Кудеяра, на которых и заготавливалось оружие для его войска. Сам же Кудеяр жил в пещере внутри нынешней Кудеяровой горы, в которой было вырыто много тайных ходов и устроены роскошные помещения и кладовые, наполненные разными драгоценными вещами; внутри жилье пещеры (дворец, как выражаются рассказчики) было окружено коридором. Уходя в набеги или на разбой, Кудеяр скрывал и заваливал вход, так что никто не мог отыскать его. Народная легенда говорит, что этот подземный дворец цел до сих пор и в кладовых его множество богатств, спрятанных за железными дверями; двери заперты замками величиною в поросенка, богатства сторожит пристав, нечистый дух в образе седого старца. Кто высушит Симов родник, тот найдет ключи от Кудеяровых пещер. Народ верит, что у крестьянина Ерша (Ершова, давно умершего) была старинная записка, в которой подробно описана пещера и ее богатства; Ерш был одинок и, когда умер, то записка пропала. При Кудеяре вход в пещеру и вся местность, где был стан разбойников, охранялась стражей; при чем на Караульной горе Кудеяр ставил караулы, наблюдавшие за окрестностью. О Симовом или Симоновом роднике существует особое предание: Кудеяр и товарищ его Сим вздумали однажды состязаться в силе и ловкости своих коней; положено было перескочить с Маруновой горы на Кудеярову. Кудеяр на своем коне перескочил, но Сим оборвался и упал в долину: в том месте, где он провалился под землю с конем, и ударил родник, носящий доныне его имя. Несколько верст отсюда, в Петровском уезде, указывают в дачах Мих. Вас. Устинова курган, где Кудеяр похоронил свою жену или любовницу, зарыв с нею в могилу все драгоценности, принадлежавшие покойнице.

Добавлю рассказы окольных жителей новейшей легендой. Шел однажды лоховчанин около Кудеяровой горы, сделалось уже темно, он запутался и попал в какую-то землянку; видит, в ней сидит седой старик; на вопрос старика, откуда он и что ему нужно, он отвечал, что был на Кудеяровой горе, шел в Лох и, когда стемнело, сбился с дороги; на это старик ответил, что он на Кудеяровой горе, а Кудеяр он сам. В это время влетала громадная птица, села старику на голову и стала клевать его до мозга; страдалец сидит и стонет: «О, Господи». Долго долбила птица голову седовласого Кудеяра, наконец улетела к рассвету; несчастный вздохнул и рассказал пришельцу, что более века, как обречен он сторожить свои сокровища в горе и по каре Божьей, за разбои, каждую ночь прилетает эта огромная птица и клюет ему голову; конца не видит он этому мученью. В землянке лежит краюха хлеба, которая никогда не убывает.

В начале сентября 1887 года пристав 5-го стана Саратовского уезда Ф.А.Гарин прислал ко мне крестьянина Пензенской губернии, Краснослободского уезда, с. Новой-Самаевки, Никифора Егорова Милина, лет 55, который на мои расспросы объяснил, что у товарища его, оставшегося дома, есть документ 1605 года, подписанный Кудеяром Кудеяровым, где описано, что против Кудеяровой горы и той норы или хода, который ведет во внутреннюю пещеру, немного выше родника, на противоположном берегу речки, в склоне горы находится заваленный вход с приметами, ведущий в три погреба, в которых хранятся большие богатства: один наполнен золотом, другой серебром, а третий – конской сбруей; в этой же старой грамоте значится, что несколько верст от входа есть рытое озеро и около него грядки; указаны и другие приметы. На этот клад положен был Кудеяром зарок на 200 лет. Кудеяр был «хозяином» и чеканил монету из своей руды; он сам спрятал сокровища в этих погребах. Рыть вход должны рабочие в нечетном числе. В Пензенской губернии, говорил Милин, есть пять становищ Кудеяра; он с товарищем, у которого хранятся эти бумаги, ходил по этим местам, но приметы не сходятся. Теперь он пришел один в с. Лох и все приметы сходятся с тем местом, которое лежит саженях в 300 от села Лох против Кудеяровой пещеры и Симова родника; верстах в двух с чем-то есть и рытое озеро с грядками около него. Со дня зарока клада срок уже прошел, так как с 1605 года минуло более 100 лет. Милин говорит, что в этих бумагах сказано, что в Кудеяровой пещере лежит тоже богатый клад, но его достать может только тот, кто из Ужиного озера почерпнет воды; на мой вопрос, где это Ужиное озеро, Милин отвечал, что не знает того.

В лесу, принадлежащем крестьянам села Репного, Балашовского уезда, находится несколько курганов, под названием: Пупки, Крутицы, Пески и другие. По преданию, на Крутицах жил разбойник Кудеяр; он же будто вырыл Пупки, где погребена его жена. Крестьяне рыли эти курганы, отыскивая клады, но особенного ничего не нашли, кроме углей – на Пупках, и горшечных черепков – на Песках».

0

8

Знаю одну пещеру в Волгоградской области, по Хопру. По одному из описаний период возникновения относят аж к Игорю. Потом вроде бы использовал сам Булавин. Но без глубинника там делать нечего.
http://www.imagepost.ru/thumbs/406/kHuxeJXn9oX2.JPG

0

9

Книжки для кладоискателей

http://depositfiles.com/ru/files/mu4duxk7j
Энциклопедия кладоискателя…

http://depositfiles.com/ru/files/pz7mgxjsu
Добыча тамо….Записки кладоискателя…

http://depositfiles.com/files/4927×3z84 заговоренные клады

http://depositfiles.com/files/dv4eql0fb кладоискательство и кладоискатели

0

10

Курскому музею археологии передали золото гуннов

Сегодня, 2 февраля, в Курском областном музее археологии состоялась поистине историческое событие - торжественная передача культурных ценностей, найденных на территории Курской области и датируемых V веком нашей эры, контрабанда которых была пресечена в июне прошлого года.
На торжественной передаче культурных ценностей присутствовали начальник УВД по Курской области Виктор Булушев, начальник УФСБ по Курской области Юрий Бражников, заместитель начальника ООД МОБ УВД по Курской области, подполковник милиции Людмила Обыденных, директор Курского государственного областного музея археологии Геннадий Стародубцев и первый заместитель председателя по культуре Курской области Павел Горбунов.

Напомним, что летом прошлого года в Фатежском районе Курской области группой «чёрных копателей» был обнаружен курган с древним захоронением. В результате раскопок в руки незаконных поисковиков попали многочисленные предметы старины. Их находка – золотые и серебряные украшения с драгоценными камнями одежды воина и конской упряжи - имеет не только огромную материальную, но и особую историческую, культурную ценность. По заключению экспертов, это было захоронение вождя племени гуннов, датируемое концом IV - началом V века. «Чёрные копатели», завладев ценностями из кургана, решили получить наибольшую прибыль и продать свою находку за границу. Но благодаря совместной кропотливой работе УФСБ по Курской области и УВД по Курской области попытка контрабанды культурных ценностей была пресечена. По словам Юрия Бражникова, принятыми сотрудниками областного УФСБ мерами были установлены все лица, причастные к раскопкам. «Была реальная угроза перемещения ценных находок за рубеж, но контрабандная акция была пресечена на стадии её подготовки. Все найденные предметы старины были изъяты и подвержены многочисленным экспертизам – археологической, искусствоведческой, исторической, а так же экспертизе металлов и камней. Номинальная стоимость находки оценивается в несколько миллионов рублей», - говорит начальник областного УФСБ. Это всего третий случай в России, когда были найдены такие предметы старины. К сожалению, некоторые части предметов были повреждены и в будущем подвергнутся реставрации.

За вред, причинённый этим уникальным ценностям, преступники понесли наказание в виде лишения свободы сроком до 2 лет. «Эта находка должна быть достоянием государства, должна принадлежать Курскому краю», - добавил Юрий Бражников.
Как отметил Виктор Булушев, в делопроизводстве УВД по Курской области такая уникальная операция проводилась впервые. «Сложность этой операции состояла в том, что необходимо было установить ценность этой находки для государства, для науки. Проводились научные экспертизы, на основе которых была установлена ценность находки и соответственно тяжесть преступления виновных», - рассказал Виктор Николаевич. Стоит отметить, что часть находок к моменту задержания контрабанды уже была перевезена в Брянскую область, проводились обыска и изъятия всех вещей, представляющих культурную ценность. «На территории Курской области много подобных мест, хранящих ценные артефакты, которые ещё предстоит открыть, - сказал начальник областного УВД, - и на сегодняшний день все эти каналы перекрыты для тех, кто хочет на этом лишь обогатиться».

По словам Геннадия Стародубцева, в июле прошлого года на месте после обнаружения и разграбления захоронения работала совместная экспедиция специалистов Московского музея археологии и института РАН. «Докапывая это погребение, они нашли артефакты, не попавшие в руки грабителей. Среди этих артефактов были два поясных набора из серебряных и бронзовых позолоченных  накладок, два меча в ножнах, облицованных золотыми пластинами с цветной мозаикой, серебряные удела, украшения конских упряжек из золотых и позолоченных накладок, украшенных гранатами, и седло, облицованное золотыми пластинами». Эта бесценная находка датируется второй четвертью V века нашей эры, эпохой великого переселения народов. Подобными культурными и историческими ценностями, датируемыми концом IV - началом V века могут похвастаться лишь музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Отныне в их ряд попал и Курский музей археологии. Как заверил директор музея археологии Геннадий Стародубцев, московские специалисты займутся изучением курских находок, которая может стать сенсационной, изменить представление об истории нашего края и даже всей страны. Ученые констатируют, что на территории памятника археологии работы - минимум на сто лет.

В этом году на курган отправится ещё одна экспедиция, а пока на месте находки выставлена охрана, так как «чёрные копатели» успели нанести серьёзный урон древнему захоронению. Увидеть же воочию уникальные украшения гуннов куряне смогут уже в этом году. В ближайшее время в музее состоится открытие экспозиции, сейчас же для этого там планируется обзавестись витринами и соответствующими системами охраны.

увеличить

0

11

Мужик, который откопал эти ценности, искал чермет. А найдя находки продал "чёрным". А уже чёрные получили сроки. Что интересно, мужик копарь чермета, продал гунское добро за 50 тыс. рублей. Хотя если бы сдал государству получил свои положенные 50%. Как сказали в новостях, я поржал от души, мужику причитается ВНИМАНИЕ   1 000 000 евро)))))))))  из местного или федерального бюджета. Да, после этого и думай продавать найденное или в музей нести??????

0

12

Эх, забыл мужику-копарю присудили 165 то ли суток, то ли часов исправительных работ. Мораль сама напрашивается: " ИБО НЕФИГ!!!!!!!!"

0

13

Очень познавательный и интересный ресурс про клады! Советую всем! http://kopaj.ru/

0

14

а где на горе боготырке нашли?я там тоже лазил но землянки не видел.

0

15

Дык они в другом месте, на самой боготырке ямы в пояс.

0

16

Находка, которая для петербургских историков и специалистов может оказаться сродни раскопкам Трои, сделана при реставрационных работах в особняке Нарышкиных. Когда строители вскрыли перекрытия, то обнаружили там «каменный мешок», где было спрятано фамильное серебро. Судя по всему, принадлежавшее одной из самых известных династий Российской империи. Оценивать стоимость клада не берутся пока даже специалисты.
Как стало известно «Фонтанке», неожиданная находка была сделана буквально случайно: вскрывая перекрытия в особняке на улице Чайковского, 29, строители наткнулись на небольшое помещение, которого не было ни на одном плане здания. Предположительно, «каменный мешок» мог быть сделан кем-то из владельцев дворца. Помещение площадью около 6 квадратных метров и высотой около двух метров было буквально набито серебряной посудой с гербом Нарышкиных. Всего, по словам источника «Фонтанки» в правоохранительных органах, спрятано было около 40 мешков.
Сервизы оказались настолько полными, что специалисты уже заявляют с большой долей вероятности, что аналогов в Петербурге не найти. В них все: от ложек до супниц и самоваров. В общей сложности несколько тысяч предметов. Сейчас они расположены в комнате большего размера, метров 15 на 15. Причем это помещение заполнено целиком.
На месте, по информации «Фонтанки», работают специалисты КГИОПа, полиция, сотрудники экспертно-криминалистического центра ГУ МВД. Только на то, чтобы сделать опись находок, может потребоваться несколько дней.
Прятались семейные реликвии Нарышкиных достаточно долго. Судя по найденным в той же тайной комнате газетам, на упаковку ушла большая часть 1917-го года, от февраля до наступления Корнилова в июле и даже позже.
Помимо того, что специалисты сейчас проводят работу по оценке находки, есть и еще один немаловажный нюанс. Надо установить тех, кто непосредственно нашел клад. Дело в том, что им по закону причитается половина от рыночной стоимости.
Сперва эту стоимость предстоит выяснить, затем определить круг сопричастных. Наконец, самое сложное — найти достаточную сумму в бюджете для выплат. На всю эту процедуру может уйти немало времени. По оценкам экспертов, основная сложность заключается в том, что в бюджете не заложена строка на выплаты кладоискателям. В случае с находкой в особняке на Чайковского — сумма может оказаться весьма и весьма значительной. Реставрационные работы, по информации "Фонтанки" вела компания "Интарсия".
Реконструкция дома 29 по улице Чайковского началась в сентябре 2011 года. Здание приспосабливают под Санкт-Петербургский международный центр сохранения культурного наследия, на первом этаже двухэтажного особняка разместится ресторан, а в залах на втором будут проходить культурные мероприятия, выставки, конференции и семинары, а в дворовых флигелях должны разместиться офисные и технические помещения.
Инвестором и генподрядчиком выступило ООО «Интарсия» (входит в группу «Интарсия»), которое в 2009 году в преддверии реконструкции выкупило все жилые квартиры и перевело их в статус нежилых. Проектом предполагается «повышение коньков крыш» в соответствии с заключением историко-культурной экспертизы, чтобы создать мансарды на лицевых флигелях со стороны улицы Чайковского и Друскеникского переулка. Проект согласован с КГИОП.
В «Интарсии» подтвердили информацию о найденной коллекции, но подробно говорить о ней сочли преждевременным.
Справка:
Дом Трубецкого (Нарышкиных) — федеральный памятник архитектуры. Он был построен в XVIII веке, а в 1855 и 1875–1876 годах перестраивался Гарольдом Боссе и Робертом Гедик.
На участке дома №29 по улице Чайковсокго с 1750-х годов находилось два дома, один из которых принадлежал прадеду Пушкина - Абраму Петровичу Ганнибалу, «арапу Петра Великого». После смерти Абрама Петровича в 1781 году участок перешёл во владение его сыновей. В 1801 году новым хозяином дома стал сенатор Иван Николаевич Неплюев, затем участок перешел к его дочери, для которой два отдельных корпуса в 1832 году были перестроены в один по проекту К. Ф. Лемана.
17 июня 1855 года дом выкупил князь Пётр Никитич Трубецкой. Для нового хозяина архитектор Боссе перестроил здание и расширил его влево. Вскоре Трубецкой женился на Елизавете Эсперовне Белосельской-Белозерской. Эта дама пожелала устроить здесь великосветский салон, однако приобрести такую известность их дому не удалось. Мало того, из-за больших финансовых трат князь был вынужден сдавать особняк в наём. Дом снимали английский посол Непир и итальянское посольство.
В 1874 году дом приобрёл зять князя Павел Павлович Демидов (наследник огромного наследства), носивший не признанный в России титул Сан-Донато, но в следующем году он перепродал участок Василию Львовичу Нарышкину. Для Нарышкиных особняк перестраивал архитектор Гедике. Во дворе сохранялся сад, а вдоль Кирочного (ныне Друскеникского) переулка были построены новые служебные корпуса. Здесь архитектором был создан большой зал на 200-250 человек. Василий Львович Нарышкин был женат на княжне Февронье Орбелиани, его сын женился на дочери Сергея Юльевича Витте.
После 1917 года хозяева особняка уехали из России. Хранившиеся в нем культурные ценности, по официальным источникам, были в 1920 году перевезены в Эрмитаж, а часть картин - передана Русскому музею

                                                                                                                                http://www.reviewdetector.ru/index.php? … 8&st=0

а вот и ссылка на видео.. так сказать из первых рук.. неофициальное.. а тем ещё лучше.. ну ладно.. томить не буду.. вот оно!! тадаааам - http://www.youtube.com/embed/ozljugHruAQ

Отредактировано Плаха (2012-03-30 09:53:51)

0

17

а вот постановочные фото.. http://www.fontanka.ru/2012/03/29/117/picture.1.html

0

18

Почему-то вспомнилась Барбара Стрейзон: "УУУууууууууууууууууууууууу".   Фартануло так фортануло. Бог любит детей, дураков и пьяниц. Я отношусь ко всем трём категориям наверно)))))))))

В эти последние дни осени, дед сделал замечательные подарки. Ну о первом изложу в разделе археология, а вот второй)))))))))))    Шанхай-Булыч был в шоке.... А я даже как -то воспринял это нормальное, как бы ждал. Короче вместо тысячи слов - фото.

http://s1.uploads.ru/t/NGIhT.jpg
http://s1.uploads.ru/t/HSFvr.jpg
http://s1.uploads.ru/t/O2TUo.jpg
http://s1.uploads.ru/t/ykIoK.jpg

0

19

Долго же они вас ждали  :D  :cool:  Поздравляю с адреналинчиком. Напишите хоть каких годов, или хорошее фото после чистки плиз  :jumping:

0

20

26 годик

0


Вы здесь » Балашов. Краеведческий поиск » Поиск. Находки. » Клады и кладоискатели...


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC